История русских мадов

Мадер за игрой
История русских (имеются ввиду полностью или частично русифицированные мады) мадов полна тайн и драм, достойных заправского голливудского фильма. Начало истории скрыто в тумане (а может и в пьяном угаре, это можно предположить, читая, что пишут о своей истории некоторые мады, почитайте, например, раздел «О нас» на сайте Былин), очевидцев тех славных деяний сыскать трудно. Однако, по различным разрозненным фактам я все же попытаюсь восстановить историю.

1996 год
Первые мады на территориях стран СНГ появились на Украине, это можно утверждать с точностью. Возможно, самым первым мадом был «Forgotten Dungeon» в Киеве, согласно информации на мадконнекторе, он появился в октябре 1996 года. Хотя википедия утверждает, что это был 1998 год. Я склонен больше доверять информации мадконнектора, чем недостоверной русской википедии.

1997 год
В феврале 1997 года в Донецке появляется мад «Rings of Aladon» (вторая часть названия -don, это от Донецка), предшественник существующего и по сей день мада «Аладон». Его создатель известен как Дио. Сделан он был первоначально на движке Circle 3.0, по образу популярного в то время зарубежного «Arctic MUD» (Арктике тогда все русские мады подражали). Через несколько месяцев друзья уговорили Дио переделать Аладон под движок ROM 2.4, так появился мад «Towers of Aladon». Некоторое время Аладон на движках Circle и ROM работали параллельно, на разных портах.
В этом же году в Москве появляется «Мир Мерлина» на ROM 2.4, а в Киеве «Мир трех лун (RMUD)» по популярной вселенной Dragonlance (движок Circle). RMUD, созданный программистом Андреем Фидря, стал первым полностью русифицированным мадом. Его наработки по русификации будут использованы впоследствии в более поздних русских мадах «Адамант MUD» и «Былины». «Мир Мерлина» же был создан, как это не трудно догадаться, Мерлином, этот мад был в те годы, по-видимому, самым популярным в Рунете, некоторые очевидцы сообщают о тысячах играющих одновременно пользователях (хотя prool замечает, что это скорее всего преувеличение и онлайн из-за технических сложностей вряд ли превышал несколько сотен).

1998 год
14 апреля 1998 года появляется «Адамант MUD» (это официальный день рождения мада «Адамант Адан: Хроники Средиземья», хотя в маде «Адамант: Мир Колец» считают днем своего рождения февраль 1999 года). Адамант был создан Василием Беспаловым (Линдиром) и Мандосом (он же KadVar и Serg Priest). Линдир был билдером в RMUD'е и при создании Адаманта использовал наработки Андрея Фидря.
В октябре 1998 года появляется мад «DreamLand» (возможно с ним в википедии перепутан Forgotten Dungeon?). В этом же году в Новосибирске появляется на свет просуществовавший несколько лет «Shades of Gray (SoG)». Немного позднее на основе SoG админами и игроками компьютерного клуба «Клуб Юных Техников» в Академгородке Новосибирска был сделан мад «Infinite Tales».
Примерно в это время игрок «Arctic MUD» Сергей Ильин (известный под ником Jaba) создает свой клиент для игры в мад — Jaba MUD Client (JMC). JMC был жутко глючным до версии 3.26, поэтому про его более ранние версии вспоминают только лишь в кошмарах. Зато этот клиент умел работать с русскими кодировками, был быстрым и легким в освоении, в следствии чего быстро обрел популярность. JMC был с открытым исходным кодом и его мог править каждый, что и происходило множество раз. Поэтому поздние версии этого клиента — плод коллективного творчества большого колличества народа.

1999 год
В 1999 году открываются технофэнтези мад с элементами киберпанка «Dangerous Fantasy», прямой потомок SoG и предок нынешнего «Dangerous Fantasy 2». Появляется первый русскоязычный браузерный мад -«Тэйл».

2000 год
На рубеже столетий появляется большое количество мадов. Это «Аладон», «Арда», «Миры Упорядоченного», «Фандра», «Хьервард» и «Былины».
Былины, появившиеся в начале 2000го года достойны отдельного упоминания, так как это самый популярный, на данный момент, мад и единственный мад, посвященный славянской мифологии и фэнтези. Стрибог — создатель Былин, видимо самый толковый администратор в MUD-сообществе, ему удалось сколотить самую большую команду из кодеров и билдеров, работающих над его игрой. И уже через пару лет после создания, Былины стали самым большим и разнообразным по возможностям игроков мадом.
20 мая 2000 года состоялся первый публичный релиз клиента для игры в мады — MMC. Этот консольный клиент был не так дружественен к новичкам, как JMC, но для продвинутых пользователей он предоставлял более широкие возможности за счет поддержки скриптового языка Perl 5, на котором можно было писать триггеры и аллиасы. Это второй по популярности клиент для мадов в Рунете.

2001 год
В этом году «Мир Мерлина» разваливается на два мада, один из которых «Берег Семи Воплощений». Раскол начался с появления сайта «Underdark.Mud — Подполье Мира Мерлина» (сейчас не существует, но сохранилась версия в Web Archive http://web.archive.org/web/20030219233341/http://mud.demos.su/), на котором игроки критиковали администрацию «Мир Мерлина», часто обоснованно. Помимо критики, на этом сайте публиковалось творчество игроков, проводились литературные конкурсы и т.д., и он быстро стал достаточно популярным. Затем недовольные основали собственный проект на основе кодовой базы «Мира Мерлина» — «Берег Семи Воплощений».
Появляются два новых мада: англоязычный «Solace» и «Балдердаш».
В июне 2001 года произошло скандальное разделение мада «Адамант MUD» на «Адамант Адан: Хроники Средиземья», который возглавил Линдир, и «Адамант: Мир Колец», под управлением Мандоса.
Браузерный мад «Тэйл» закрыт на доработку.

2002 год
3 марта 2002 года стартовал проект «Сфера Миров», для которого с нуля Легвилом (создателем муда) была написана новая кодовая база. Первоначально Легвил (Нуждин В.И.) был игроком «Адамант MUD», которому надоело, что имморталы (администраторы) Адаманта посылают его со всеми его идеями и предложениями. Поэтому по-началу «Сфера Миров» была почти полной копией Адаманта. Со временем отличия накапливались и «Сфера Миров» превзошла «Адамант MUD» по пулярности, уступая в этом показателе лишь Былинам. Позднее Легвилл отошел от управления мадом, передав все полномочия Дэрверону (Дмитрию Беспалову).
27 апреля 2002 года на свет появляется «Dangerous Fantasy 2», отличающийся от «Dangerous Fantasy» полной русификацией.
08.06.2002 в маде «Арда» произошел вайп.

2003 год
В 2003 году появляются мады: «Crusify:The Chosen», «Магия и Сталь», «Неронис» и MUCK «Нереал».
В этом же году происходит разделение мада «RMUD» на не просуществовавшие долго «Мир Трех Лун: Кринн» и «Мир Трех Лун: Серый камень Гаргата».
В сентябре вновь открывается браузерный мад «Тэйл», созданный компанией Tale Ltd.

2004 год
Появляется мад «Силан», в «Dangerous Fantasy 2» происходит вайп.

2005 год
Появляется мад «Грани Мира», по мотивам легендарной ролевой игры «Planescape: Torment».

2006 год
07 июля 2006 года проходит второй вайп в маде «Адамант Адан: Хроники Средиземья», в нем начинается «смутное время», в ходе которого мад покинуло множество игроков.

2007 год
В этом году появляются: MUCK «Король Лев» и мады «Мир Ведьмака (Мир Золотого Дракона)» и «Virtustan MUD». Происходит вайп в маде «Сфера Миров». К созданию Золотого Дракона причастны выходцы из Былин (на чьем движке этот мад и написан), например, Триглав переписал всю геймплейную часть движка этого мада.

2008 год
Мад «Мир Ведьмака (Мир Золотого Дракона)» закрывается на неопределенное время. Также закрывается MUCK «Нереал».
17 декабря открыт для общего доступа браузерный мад «Сказание» — улучшенная и доработанная версия браузерного мада «Тэйл», от тех же разработчиков.

2009 год
10 января 2009 года — третий вайп в маде «Адамант Адан: Хроники Средиземья», конец «смутного времени» в этом маде. Мад «Грани Мира» закрывается на неопределенное время. Также происходит вайп в «Dangerous Fantasy 2».

2010 — 2012 годы
Тут, похоже, в мадах не происходило ничего интересного. И админы и игроки постепенно уставали от своих игр, мады продолжали терять онлайн.

2013 год
Реанимация мада «Мир Ведьмака (Мир Золотого Дракона)».
В середине 2013 года началась разработка клиента для мадов — Tortilla MUD Client, первая рабочая версия которого была доступна уже к концу года. Эту программу автор (Максим Гончаренко из Санкт-Петербурга) первоначально назвал JMC 4, так как Tortilla создавалась под сильным влиянием JMC. Но впоследствии был переименован в Tortilla MUD Client, так как, видимо, возникли проблемы с копирайтом. Кстати, Tortilla — это имя черепахи из сказки «Золотой ключик».

2015 год
В сентябре 2015 года происходит реанимация мада «Грани Мира».

Примечание. Статья будет дополняться и исправляться, по мере появления новой информации.

Использованные источники информации:
http://www.mudconnector.su/MudList
Многопользовательский мир
http://arda.pp.ru/news/index.shtml
http://www.amud.ru/
Форум игры Мир Ведьмака
http://sowmud.ru/about/
http://www.aladon.ru/party/gods/dio/diobio.shtml
http://haali.su/mmc/
http://gcup.ru/publ/gamedev/1-1-0-41
http://mudhistory.hut.ru/index.html
http://b2blogger.com/pressroom/user/Talemax/

13 комментариев

avatar
  • prool
  • 0
«Мир Мерлина» же был создан, как это не трудно догадаться, Мерлином, этот мад был в те годы, по-видимому, самым популярным в Рунете, очевидцы сообщают о тысячах играющих одновременно пользователях.


Не верю насчет тысяч. Максимум сотня-другая. Начнем с того, что тысячу коннектов не выдержит ни кодовая база, ни дешевый сервер (а мады как некоммерческие проекты обычно базировались на самых дешевых VDS)
avatar
Мне тоже не верится, но сам я там не был, а про тысячи игроков было написано в том источнике, откуда я брал информацию. Ждем появления очевидцев событий! :)
avatar
  • prool
  • 0
Повторяешь тактику Википедии :) «Там так написано, значит, мы примем это за чистую монету»

И что мы будем делать, если очевидцы так и не появятся? Продолжим тиражировать утку по тысячи игроков? То есть теперь информация о тысячах есть уже в двух авторитетных источниках — там, где ты это взял и на сайте muder.ru. Сейчас я и себе в блог перепечатаю, будет третий авторитетный источнег
avatar
  • prool
  • 0
Можно использовать другую тактику Википедии, более разумную. Написать типа «В источнике утверждается о тысячах игроков, в чем мы сомневаемся. Могло быть тысяча учетных записей (что реально), но одновременно такое количество игроков в онлайне маловероятно, например из-за технических ограничений. Судя по другим воспоминаниям старых мудеров, в годы расцвета русских мадов онлайн исчислялся сотнями, а не тысячами (но и здест трудео сказать, сколько было мультов и ботов)»
avatar
А, ты уверен про технические ограничения на такое количество игроков? В зарубежных мадах в 90е годы такой онлайн был, а у нас использовали зарубежные движки для мадов. Во времена Мира Мерлина вроде даже ультимы еще не было, народу могло быть просто больше не во что играть.
avatar
  • prool
  • 0
Главное ограничение — это ресурсы сетевого интерфейса VDS. Тысячу одновременных соединений он не выдержит. Почему дешевый домашний роутер падает, когда запускаются торренты? Потому что у него переполняется таблица маршрутизации. А у торрентов сотни соединений. Понятно, что в датацентрах стоят мегароутеры, но к одному «мегароутеру» подключается несколько десятков серверов. То есть несколько сотен VDS. То есть десятки тысяч соединений. И либо роутер упадет, либо таблицы ядра у VDS переполнятся. Либо у роутера стоит жесткое аппаратное ограничение (муды тут ни при чем, это зашита от syn-флуда и тому подобного)
avatar
Поправил. Так нормально?
avatar
  • prool
  • 0
Нормально :)

Я написал вопрос о реальном максимуме на mudconnector.ru и в ru_mud. Посмотрим, что ответят
avatar
  • prool
  • 0
Вот тут первые ответы про максимальное количество игроков:

http://ru-mud.livejournal.com/33116.html
avatar
Очевидец:
До 200-250 онлайн у меня было в Forgotten Dungeon в 99-2000 годах

А мир Мерлина — был самым населенным русскоязычным мадом в те времена (я очевидец и игрок).
Топовый онлайн мира мерлина доходил до нескольких сотен (могу заявить, что цифра в 500 там была).

На буржуйском arctic однозначно было до двух тысяч игроков онлайн, лично проверял, когда заходил. Но играть тогда было невозможно, ибо английского не знал.

В русскоязычном мире столько игроков было найти сложно — каждый МАД дрался за онлайн как мог. Но это было именно социальное ограничение.
Технического ограничения (по крайней мере в кодовой базе основанной на ROM — а это мир Мерлина и мой, где я бывал) — технических ограничений никаких не было, ну обычное исключение количества подключений (в линуксе до 65 тысяч =)
Кодовая база rom — это всего лишь один исполняемый файл, оперативки жрет 20-30 мегабайт. Процессорного времени — почти ничего. Основная проблема тех времен — был дорогой трафик (безлим был далеко не у всех).

Что же касается дешевых VDS — в то время такого как VDS практически не существовало — был коллокейшн, были корпоративные сервера.
Мад это не веб сервер с php и https. Простейший телнет протокол без шифрования — онлайн в 200-300 человек могло легко жить на стареньком корпоративном сервере, занимая 5-10% нагрузки.

Проекты были конечно некоммерческие, но тот же Мерлин работал сисадмином в провайдерской конторе, и ресурсы на MUD у него были.
Я работал в компании, в которой на единственном юниксе, который использовался как прокси и почтовый сервер для выхода наружу, можно было легко поднять 100-200 онлайн и компания этого почти не заметила бы.
Официально Fdungeon жил на одном из серверов киевского политеха, и особо не мешал — там рядом на этом же сервере был поднят какой-то батлнет, какой-то прокси, какая-то почта и CVS, и нагрузка мада была меньше, чем батлнета.
avatar
В 1999 году открываются стим-панковский мад «Dangerous Fantasy»
Поправочка, DF2 — ни разу не стимпанк, это технофэнтези с элементами киберпанка.
По нему можно добавить еще, что это прямой потомок SoG'а и что в 2009 году был еще один вайп.
avatar
Спасибо за информацию, поправил. Также было бы интересно узнать с чем был связан вайп и к чему он привел.
avatar
А хз, я в ДФ позже пришел.
Вообще, упразднили классическую систему алигн-этос, на ее место пришли домены — группировки рас. Ну и, конечно, все игроки начали с нуля, отсюда новые конкурсы, новые достижения, новые люди.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.