2
Tortilla для новичков

Очень часто новички в MUDах не знают с чего им начать, именно этот пробел в их знаниях я в данной статье и попытаюсь восполнить.

Введение
Прообразом Тортиллы является другой мад-клиент: Jaba Mud Client 3, самый популярный клиент в Рунете, как самый простой и удобный, где нет ничего лишнего. Тортилла очень похожа на JMC3, но есть и отличия. У нее больше возможностей, при этом Тортилла остаётся такой же простой и удобной.

Долгое время JMC3 практически не испытывал конкуренции со стороны других клиентов в Рунете, вследствие чего практически не развивался, оставаясь по функционалу на уровне конца 90х. По этой же причине не развивались в техническом плане и MUDы, так как в Рунете не было клиентов, способных «переваривать» какие-либо нововведения.

Подтверждением этому является тот факт, что лишь недавно в самом продвинутом русскоязычном маде Былины, появилась поддержка юникода, уже давно ставшего стандартом во всем вебе.

Особенности
Не будем перечислять всех возможностей данной программы, вы легко можете все это вычитать в файле справки к клиенту, отмечу лишь главную особенность – возможность настраивать Тортиллу под свои нужды с помощью плагинов. Плагин – это дополнение к программе, расширяющее его базовый функционал, которое можно включать или отключать по желанию. Например, не влезают у вас строчки мада в основной экран, пожалуйста, вы можете добавить плагин, который будет разбивать их на несколько строчек, так чтобы вы могли все без проблем почитать. Или хотите, чтобы информация из строки состояния отображалась графически в виде гистограмм, и на этот случай можно сделать плагин. Возможности предоставляемые плагинами практически не ограниченны.

Простые плагины можно написать на языке программирования Lua, а более сложные, значительно изменяющие программу, на Си++.

Использование
Разберем использование клиента Тортилла с самого начала. Первое, что нужно сделать, это скачать клиент, актуальные ссылки на последнюю версию вы можете найти на сайте tmud.github.io/. Скачиваем zip-архив с программой. Разархивируем его в любую папку.

Важной особенностью программы является отсутствие инсталлятора. Это значит, что мы можем использовать программу из любого места, которое покажется нам удобным. Хотите пользоваться клиентом с флэшки? Никаких проблем, пожалуйста! Правда, если вы хотите запускать его из кнопки Пуск, придется сделать несколько дополнительных действий.

Итак, чтобы у вас появилась иконка Тортиллы в меню Пуск, нужно сначала щелкнуть правой кнопкой мыши по файлу tortilla.exe в папке программы, в выпавшем контекстном меню выбрать пункт «Закрепить в меню «Пуск»».

Запускаем теперь Тортиллу и выбираем подходящий нам профиль пользователя. Для большинства русскоязычных мадов в клиенте уже есть профили «по умолчанию» с наиболее общими настройками, на их основе можно создать и наш.
Выбор профиля игрока в Tortilla
В мадах некоторые команды используются очень часто (такие как команды перемещения: север, восток, вверх и т.д.). Каждый раз их писать в клиенте нет необходимости, можно создать «горячие клавиши». Для этого заходим в окно «Игровые настройки» и выбираем там пункт «Горячие клавиши». В нижней части экрана в соответствующей строке нажимаем требуемую клавишу, а строкой ниже команду, которая будет выполняться при нажатии этой клавиши. Затем нужно нажать кнопку «Добавить».
Горячие клавиши в Tortilla
Например, если забить там клавишу «8» на NumPadе, и написать в строке ниже «север», каждый раз когда мы будем нажимать эту клавишу, в игру будет посылаться команда «север» и мы переместимся в этом направлении (если оно доступно, конечно).
Заходим в игру

MUD – это онлайн-игра, для того, чтобы зайти в нее, нам нужно знать ее адрес и порт, к которому можно подключаться. Узнать его можно на сайте, посвященном данной игре. Также там, скорее всего, будет находиться информация для новичков и другие справочные материалы.

Итак, возьмем к примеру MUD Адан, с сайта adan.ru, мы узнаем, что адрес игры adan.ru (в данном случае он совпадает с адресом сайта, но в общем случае может и не совпадать), а порт 4000 (портов обычно указано несколько, можно использовать любой).

Теперь в строке ввода команд вводим следующее:

#connect adan.ru 4000

Если адрес и порт указан верно, и игра на данный момент доступна, вы к ней подсоединитесь и увидите первоначальное меню выбора кодировки. Большинство новичков не знают какую кодировку выбрать, но не беспокойтесь, если вы используете профиль «по умолчанию» для данного мада или скопировали оттуда настройки, подходящая кодировка выберется автоматически.

Дальше вам предложат создать аккаунт, а затем персонажа или сразу персонажа (в зависимости от мада). На данном этапе сам мад дает вам множество подсказок, не забывайте их читать и вы легко с этим справитесь сами.

Игра
Ну вот, мы зашли в игру, с помощью горячих клавиш мы можем передвигаться между комнатами. Также, скорее всего, нам показываются подсказки для новичков, что делать дальше. В зависимости от них решайте сами, как вам настроить ваш клиент для комфортной игры. Скорее всего вы захотите настроить еще горячих клавиш для некоторых наиболее общеупотребительных команд (таких как бежать, отдохнуть, спать и т.д.). А, мы сейчас разберем, что такое алиасы и триггеры.

Макросы (Алиасы)
Макросы – это команда, составленная из других команд. Например, вы, скорее всего, часто вводите команду «пить фляга», чтобы не писать ее полностью вы можете сделать для нее макрос. Сделать его можно либо в окне «Игровые настройки» в разделе «Макросы», либо из строки ввода команд. Если делаем макрос в «Игровых настройках», то точно так же, как и в случае с горячими клавишами в верхней строке вводим сокращенную команду, например «пф», а строкой ниже команды, которые при этом должны выполняться, в нашем случае это «пить фляга». Далее нажимаем кнопку «Добавить», теперь этот макрос создан. После этого, каждый раз, когда вы будете отправлять в игру из командной строки «пф», игра будет получать команду «пить фляга».
Макросы в Tortilla
То же самое, вы можете сделать и из командной строки, введя команду:

#alias 'пф' 'пить фляга' или, что то же самое
#alias {пф} {пить фляга}

Удобно, не правда ли? Очень длинные последовательности команд вы можете сократить до двух-трех букв. Это сэкономит вам время, очень ценное в игре в реальном времени. Макросы похожи на горячие клавиши, но количество клавиш ограниченно, а количество алиасов нет. Также их названия подскажут вам о выполняемых ими действиях (например, «пф» это сокращенно от «пить фляга»), а что делают горячие клавиши, нужно запоминать.

Триггеры
Триггер – это автоматическое действие клиента в ответ на поступающий от игры определенный текст. Например, в бою вас «сбили на землю», в таком состоянии обычно получаешь определенные штрафы, которые сильно снижают ваши характеристики. В таком случае вы можете либо ввести команду «встать» руками в командной строке, либо нажать соответствующую горячую клавишу, либо настроить триггер, чтобы ваш персонаж в таких случаях вставал автоматически.

Итак, идем в «Игровые настройки» в раздел «Триггеры». Теперь нам нужно определиться с текстом, на который будет реагировать клиент он должен быть максимально точным, чтобы срабатывать только в нужной ситуации, и достаточно общим, чтобы срабатывать во всех подобных ситуациях.

Давайте подумаем, мы можем получить сообщения: «Петя сбил вас на землю!» или «Вася сбил вас на землю!» или любое другое имя, в зависимости от того, с кем вы сражаетесь. Клиент позволяет вам обойти это затруднение с помощью специальных переменных: %0, %1, ..., %9, в них попадут те символы, на позиции которых находятся эти переменные.

Вот пример из справки Тортиллы:
%1 приш%2 с %3
В данной ключевой строке использовано сразу 3 переменных. Она будет срабатывать, когда кто-то будет приходить с какого-либо направления, например: Стражник пришел с севера
В данном примере в переменную %1попадет строка Стражник,
в переменную %2попадет окончание слова пришел — ел,
в переменную %3попадет слово севера.

Теперь понятно, что обрабатываемым в нашем случае сообщением будет «%1 сбил вас на землю!», которое будет срабатывать в любом случае, будь то Петя или Вася. Тут еще нам надо бы учесть, что это сообщение должно быть с новой строки, иначе оно будет срабатывать в ложных случаях, например, когда кто-то говорит вам эту фразу: «Ваня вам сказал: Петя сбил вас на землю!». Указать триггеру (или алиасу или клиенту вообще), что сообщение должно начинаться с новой строки, можно с помощью символа крышечка «^». Таким образом, нашим окончательным событием должно быть сообщение вида: «^%1 сбил вас на землю!». Вбиваем его в соответствующую строку, а в ответ вводим команду «встать». Затем кнопку «Добавить».
Триггеры в Tortilla
Теперь, каждый раз, когда мы получаем сообщение «Петя сбил вас на землю!» (или Вася или Игорь, не важно), клиент в ответ будет отправлять в игру команду «встать», то есть вы будете вставать автоматически.

Теперь вы можете автоматизировать почти каждое свое действие, только не перестарайтесь, чтобы не быть полным ботом.

Напоследок

Вроде бы я затронул почти все основы игры в MUD с помощью замечательного клиента Тортилла. Напоследок, добавлю только ответ на очень часто встречающийся вопрос, как скопировать текст из окна программы. Скопировать его можно, зажав клавишу Shift и выделив его левой кнопкой мыши.

3 комментария

avatar
  • tangar
  • +1
Спасибо.

В гайд хорошо бы включить макрос для коннекта к МАДу одной кнопкой — чтобы каждый раз не прописывать #connect…
avatar
Делается очень просто из предложенных примеров, можно, например, так:

#alias {111} {#connect mymud.ru 4000}

То есть, ты делаешь замену длинной команды более короткой.
avatar
Мне очень понравилась справка к клиенту. Сделано по-человечески. В JMC я нихрена не понял и, хотя в жабе есть маппер, воспользоваться им мне не удалось.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.